Что же такое функциональная грамотность?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.
Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Родителям о функциональной грамотности
Уважаемые родители!
Функциональная грамотность (ФГ) – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который необходим для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Для оценки уровня сформированности ФГ учителя пользуются заданиями, размещенными в различных Интернет-ресурсах (приведены ниже).
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности. Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
3. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
4. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» https://prosv.ru/pages/pisa-bank_zadaniy.html
5. Электронный банк заданий по финансовой грамотности
6. Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
7. Электронный банк заданий по читательской грамотности
8. Электронный банк заданий по математической грамотности
9. Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности
10. Электронный банк заданий по глобальным компетенциям
11. Электронный банк заданий по креативному мышлению
12. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
13. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Вы можете самостоятельно пройти по ссылкам, указанным выше, познакомиться с заданиями и попробовать оценить свой уровень сформированности функциональной грамотности. То есть сделать то, что выполняют ваши дети. Желаем нам всем успеха и взаимопонимания!
Ресурсы, которые помогут в формировании и оценке функциональной грамотности:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
https://resh.edu.ru/
Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
В помощь учителю:
Видеорекомендации размещены на портале «Единое содержание общего образования» и содержат конкретные задачи педагогам https://edsoo.ru/